Екатерина (Chita)
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 81
Настроение: стабильное
Зарегистрирован: 20.10.13
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
1
|
|
Отправлено: 20.04.14 20:17. Заголовок: Маскарад в Малом
2014_04_19 предпремьерный показ спектакля «Маскарад», Малый театр: Самое главное в этом спектакле (на мой взгляд): Арбенин всегда на авансцене, почти всегда он обращен лицом в зал. Его один единственный раз усадили в кресло, когда Неизвестный вел свой обвинительный монолог... и надели поверх фрачного наряда Арбенина домашний халат (от этого Борис Клюев стал еще крупнее). В спектакле ярко выделен «внутренний голос» Арбенина: это основные монологи, которые главный герой произносит в своей душе. Это не ответ на реплики окружающих его людей, это ответ на собственные мысли и поступки, на свои сомнения и подозрения. К этим монологам Арбенин относится серьезнее, чем ко всем другим речам в спектакле. Он слушает и слушается только себя самого. Один только Неизвестный заставил его прислушаться, и когда речь этого дъявола дошла до сознания главного героя, разум покинул его. Эти монологи произносятся на порядок громче (они записаны на динамики). Как мы уже все привыкли, что реклама чего-либо звучит громче, чем все остальное, что нам вешают на наши уши. Или впихивают в наши души. И речи Неизвестного тоже звучат гораздо громче, как гром среди ясного неба. Но Борис Невзоров с легкостью произносит их своим собственным усилием. А раскаты грома и переливы какого-то «божественного» напева из небесных сфер слышны в этом спектакле постоянно, зрителей навязчиво заставляют обратить внимание на случившийся факт или на возникшую деталь, вещь (например, утерянный браслет Нины). Спектакль окантован в одну статичную раму: подразумевается, что действие происходит в квадратном зале, очерченном двумя рядами колонн: по шесть колонн с каждой стороны, это его внешняя оболочка, и четыре колонны составляют внутренний слой. В середину зала лакеи и слуги (монты) вносят необходимый реквизит: столы, стулья, посуду, цветы, одежду и т.д. Один из слуг во время каждого перехода от сцены к сцене в ритме вальса орудует шваброй, подметая начищенный почти до скольжения пол. В это время колонны подсвечены снизу голубоватым сиянием или это фосфоресцирующий свет? Конечно, в четвертой, обращенной к зрителю стене, отсутствуют колонны. Персонажи быстро и ловко перемещаются между колоннами, укрываясь или выходя из-за них на обозрение зрителям и всем другим персонажам спектакля. Особенно удачно это удается Шприху, в один из моментов спектакля я сама для себя назвала его Загорецким, вспомнив таким образом близнеца-персонажа с родственными функциями из комедии «Горе от ума». У героев спектакля красивые, добротные костюмы (художник по костюмам Вячеслав Зайцев). Он сам был в зале, среди приглашенных зрителей, одет так же изысканно и весьма театрально. И если даже у мужчин в спектакле один костюм на все выходы, то этот костюм сшит «крепкими нитками» и сидит на герое основательно. Зато женщины утопают в кринолинах, накидках и шубах. Юбки и рукава их роскошных платьев взбиты, как нежнейшие безе, фигуры затянуты в строгие корсеты. Князь Звездич сияет в яркокрасном форменном мундире. Очаровательны герои в маскарадных костюмах и масках. В частности, у того же Звездича три перемены платья: красный форменный – гусар, корнет? кто он там?; маскарадное одеяние, что-то типа Пьеро, в клетку и с фалдами; ночной наряд – исподнее белье (дремлет малый перед предстоящим балом). А Борис Невзоров явно стал олицетворением сатанинской силы в Малом театре. В чертах его лица, фигуре и костюме его Неизвестного, так и проскальзывает облик Мефистофеля из постановки «Дон Жуана», плюс ко всему этому, его узкие круглые очечки, позаимствованы у Коровьева, из свиты Воланда. Про дам и хотелось бы сказать, но уж больно они понятны… Баронесса Штраль (Е.Харитонова) красива, статна, с властным тембром голоса. Но если надо, она умеет и изменить его… Но больше для ехидной подначки… Удачливо коварна, обольстила, замутила сознание молодого князя и тут же сама перепугалась. И ей раз – браслет подвернулся… В другой раз, Шприх под руку попал… и сразу возник в ее очаровательной головке и осуществился замысел – указать Нине на правила поведения в обществе и поучить ее скромности, раз уж ей вздумалось на «Машкерад» придти. И вообще: - кой черт ее туда занес... Не баронессу, а именно Нину. Почему именно она потеряла свой браслет? Все ясно, значит, в данный момент, судьба учит Нину. А когда придет время пострадать самой баронессе, то та пойдет, как агнец на заклание, со смиренным страданием. Хотя данный эпитет («агнец на заклание») озвучивает Арбенин, рассказывая, как он взял в жены Нину. В свою очередь, Нина отчаянно «хочет жить»… В своем финальном монологе она яростно проклинает своего убийцу… Только что она, скрючившись, лежала на полу, не в силах разогнуться и просила, умоляла позвать доктора, а тут, осознав, что умирает ни за что, вскочила, пронеслась вдоль анфилады колонн, кинулась на стул, прокричала проклятие, снова вскочила и пронеслась вглубь сцены. Оттуда, поняв свою обреченность, вернулась к мужу и повалилась ему в ноги, обхватив его сапоги. Он, стоя, как монолит, бросает свои едкие слова, и в некоторые моменты, после отчаянных обращений Нины, слышатся речи внутреннего Арбенина… И вот он высвобождает одну ногу из плена рук Нины, пытается сделать шаг вперед… движение рук маршевое, отмашкой… Но, вторую ногу плотно обернула собой Нина… Так повторяется три раза… Эта такая жуткая мимическая картинка… Постоянным музыкальным фоном звучит вальс Хачатуряна, ну и еще другие мелодичные произведения под стать сюжету (из программки поняла, что это Брамс). Моя рука так и тянулась к невидимому смычку, чтобы провести им по туго натянутым странам и издавать звуки… Забавно решили ночную (или спящую) сцену со Звездичом… Арбенин приходит в дом князя, решая убить того, входит в ту же квадратную комнату (сквозь анфиладу колонн). Для нас, зрителей, освещают сцену: посреди комнаты стол, но не на ножках, а на тяжелом постаменте. Поверхность стола: вытянутый круг, и на этом столе, как в алькове, спит Звездич. Сверху на него льется яркий свет. На штанкете поднят обрубленный фрагмент римской колонны с капителью. Внутри этой колонны упрятан сильный прожектор, свет от которого освещает лежащего на столе-кровати человека. И вот стоит Арбенин, говорит «внутренний» (из динамиков) монолог, как он будет убивать князя… А черный человек на сцене (Б. Клюев), в этот момент замахивается своей тяжелой тростью с набалдашником: умрет он от сердечного удара… Раза два замахивается… и не может обрушить на голову спящего этот свой удар. Слышен дальний напев, утихает голос в динамиках и Арбенин уже своим голосом говорит текст, что он не может решиться убить Звездича так, как он это решил сделать, мол, рожден он в цивилизованном свете… Ну, и финальные сцены вообще шик... Арбенин одет в тот же фрачный костюм, но сверху на шею намотан толстый шарф, на ногах белые валеночки (брюки заправлены внутрь), он болеет... после смерти Нины... холодно ему стало. Он идет, шаркая ногами, в комнату, чтобы разложить цветы из большого букета вокруг смертного одра Нины (надеюсь, что на столе лежит взбитое платье). За ним следом идет дама, которая принесла цветы, Арбенин забирает цветы и раскладывает их вокруг "Нины"... Справа и слева за колоннами стоят Неизвестный и Звездич, готовые предъявить Арбенину свои претензии. Князь принес с собой футляр с пистолетами Лепажа, а Неизвестный готов выдвинуть Арбенину свои обвинения и свершить акт возмездия... Арбенин устало обходит стол и, обращаясь к своим мыслям, убеждает себя в правильности своих решений, он взывает к небесам: кто может мне выдать обвинение?... Из-за колонны выходит Неизвестный и «разгоняется» со своим монологом... там идет речь на все лады и тональности, какие только может взять Невзоров... После него выступает Звездич... Арбенин начинает метаться между ними... статика ушла, монументальность порушена... возникло метание раненного зверя... Звездич вытаскивает пистолеты, требует сатисфакции - стреляться... Арбенин отшвыривает его как котенка, князь с маху валится на стулья... Вступает снова Неизвестный, и Арбенин, не устояв на ногах, садится на пол. Когда он касается пятой точкой пола, то, можно сказать, в этот момент мозги отключаются... ноги в этих валенках разъезжаются, и на лице Арбенина застывает маска непонимания... Звездич подскакивает к нему, машет перед лицом ладонью... тот не реагирует… ошарашено подходит к нему Неизвестный... тоже проводит перед лицом тростью, тот не реагирует... Проходят томительные секунды ожидания, лицо Арбенина начинает кукситься, мимика кривится, и он, голосом обиженного ребенка начинает задавать детские вопросы: что тут происходит?... и т.д. Тут и звучат финальные реплики Неизвестного о том, что такой великий ум упал... Звездич хватается за голову... какая уж там дуэль со слабоумным... так и остался он с пощечиной (не отмытой кровью)... вот что-то такое...
|